Для сделок по продаже и покупке недвижимости можно действовать двумя способами: использовать простую письменную форму сделки или обратиться за помощью к нотариусу. Второй вариант будет затратнее, но предоставит собственнику дополнительные преимущества.
В настоящее время обязательному нотариальному удостоверению подлежат сделки с долями в праве общей собственности; сделки по отчуждению недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему или гражданину, признанному ограниченно дееспособным; сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки; договоры ипотеки долей в недвижимости; соглашения о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака. Обязательная нотариальная форма не требуется, если всеми долевыми собственниками отчуждается весь объект недвижимости единовременно.
Все остальные сделки по отчуждению (купли-продажи, мены, дарения и так далее) объектов недвижимости россияне имеют право оформлять как нотариально, так и в простой письменной форме.
В случаях, когда нотариальное заверение необязательно, например, при купле-продаже жилья, помощь нотариуса пригодится в части проверки документов и сведений по заключаемой сделке. Он поможет установить права продавца на недвижимость, выяснить, нет ли у квартиры обременений, прав на нее третьих лиц, а также узнать, не признавался ли владелец жилья банкротом или недееспособным.
Так же нотариус гарантирует достоверность данных государственных реестров, обеспечивает доказательственную базу, которая впоследствии может подтвердить право собственности в случае судебных споров. Именно нотариус проводит правовую экспертизу всех условий сделки.
Стоит обратить внимание на соблюдение нотариусом всех норм и на тщательность проверки данных по сделке. Если, например, он относится к удостоверению сделки формально и не интересуется всеми аспектами ее законности - стоит задумать о квалификации такого специалиста.
Но стоит обратить внимание, что не все нотариусы занимаются отдельными видами сделок, например, удостоверением ипотечных договоров. В таком случае необходимо искать именно того нотариуса, который требуется в конкретной ситуации.
С 1 февраля 2019 года появилась возможность подписания нотариальной сделки в электронной форме. Это нововведение позволило свести к минимуму риски мошенничества в сделках с недвижимостью, сократило сроки совершения подобных сделок и снизило расходы на услуги нотариуса.
Обратившись в нотариат, за один визит можно будет не только заверить сделку, но и передать документы для регистрации права собственности. Личное обращение в Росреестр, МФЦ или к посредникам уже не потребуется, так как договор и документы передаются в электронной форме.
Не нужно теперь искать посредников, обещающих за дополнительные деньги ускоренную регистрацию. Не нужно нанимать представителей, когда нет возможности самостоятельно передать пакет документов для регистрации через МФЦ в Росреестр.
За то, что нотариус сдает документы в электронном виде, граждане отдельно ничего ему не платят.
Источник: https://rosreestr.gov.ru